Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей

В связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчётности, не связанной с их должностными обязанностями, вопрос о её сокращении был рассмотрен на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина. По итогам заседания Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчётности образовательных организаций.

Во исполнение поручения проведён анализ документооборота образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (далее – школы), с привлечением общественности и экспертов, в том числе из числа руководителей и учителей школ. В результате анализа выявлено избыточное количество документов, разрабатываемых и принимаемых школой, отсутствие контроля за актуальностью информации, находящейся в открытом доступе, применение нерациональных и (или) морально устаревших форм документооборота школы (в том числе электронного документооборота), дублирование бумажных и электронных форм документов и информации, а также принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся к должностным обязанностям администрации или иных работников школ.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с Федеральным законом школа должна иметь следующие основные документы:

  • основную образовательную программу, включающую результаты освоения образовательной программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы;
  • программу развития школы (по согласованию с учредителем);
  • список учебников в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ школы;
  • государственное (муниципальное) задание на оказание услуг и (или) работ;
  • план финансово-хозяйственной деятельности школы;
  • ежегодный отчёт учредителю и общественности о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчёт о результатах самообследования;
  • коллективный договор, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка;
  • штатное расписание;
  • распорядительные акты о приёме на работу работников, трудовые договоры, должностные инструкции;
  • распорядительные акты о приёме обучающихся в образовательную организацию;
  • договоры об образовании в случае приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счёт средств физических и (или) юридических лиц, предшествующие изданию распорядительного акта о приёме лиц на обучение в школу;
  • документы, отражающие осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (журнал и дневник);
  • распорядительные акты школы о поощрении обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения;
  • документы об организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
  • бланки документов об образовании и (или) о квалификации, медали “За особые успехи в учении”;
  • учредительные документы школы: устав, лицензия, свидетельство об аккредитации, свидетельство о постановке на учёт юридического лица в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о государственной регистрации права.

Ведение указанных документов, размещение их на сайте школы, создание и ведение сайта школы является обязанностью администрации школы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона учитель должен иметь утверждённые рабочие программы по предметам, модулям, дисциплинам для реализации образовательных программ.

Участие учителей в формировании отчётной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения которых не могут противоречить Федеральному закону, трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям.

В качестве основы для разработки должностных инструкций до вступления в силу соответствующих профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики, утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” (с изменением, внесённым приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011г. № 448н).

В соответствии с указанными квалификационными характеристиками должностные инструкции учителей предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Помимо этого при выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности учителя формирование документации, связанной с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы.

Обращаем внимание, что выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчётности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой определяется по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного согласия учителя.

Кроме этого, для устранения избыточной отчетности и документооборота руководителям организации рекомендуется:

  • Актуализировать и утвердить на уровне школ номенклатуры дел (документов) со сроками их оборота и хранения, с определением ответственных должностных лиц.
  • Исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях.
  • Провести мониторинг официального сайта школы, актуализировать информацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 “Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формату представления на нем” (в редакции приказа Рособрнадзора от 2 февраля 2016 № 134). Реализовать информационные и обучающие мероприятия для лиц, ответственных за работу с сайтами, информацией и документами.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителям школ реализовать меры по исключению собственных запросов информации, находящейся в открытом доступе, используя автоматизированные средства сбора информации с сайтов школ, использование информационных систем с «персональными кабинетами» школ для снижения информационной нагрузки.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, администрациям школ исключить запросы информации и документов от учителей в связи с прохождением ими аттестации, не предусмотренных приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” (далее – приказ № 276).

Для исключения требований о составлении учителями отчётной документации при проведении аттестации систематизировать и обновлять для самостоятельного использования аттестационными комиссиями и (или) специалистами необходимую информацию, на основе которой в соответствии с пунктами 36, 37, 38 приказа №276 устанавливаются квалификационные категории педагогическим работникам, а также осуществляется оценка профессиональной деятельности, соответствующая направлениям их работы.

Помимо этого информируем, что на федеральном уровне принимаются следующие меры.

  • В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р, осуществляется модернизация отраслевой статистики: вместо 5 первичных форм, собираемых в настоящее время, и 11 формируемых на их основе сводных форм, предполагается сбор только двух форм, включающих сведения о контингенте обучающихся и деятельности образовательных организаций.
  • Минобрнауки России приняты изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования в части снижения числа обязательных разделов рабочей программы по предметам, модулям, дисциплинам с восьми до трёх.
  • Реализуется перевод государственных услуг в области лицензирования и аккредитации в электронный вид и внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) для снижения административной нагрузки на образовательные организации в целом, и в особенности, на образовательные организации со стабильно высокими показателями качества образования.
  • Минобрнауки России для исключения внешних запросов информации и документов от образовательных организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации размещены в открытом доступе, направлены соответствующие письма в федеральные органы исполнительной власти.

В дополнение сообщаем, что в 2015 и 2016 гг. ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (http://www.informika.ru) (далее – “Информика”) по заказу Минобрнауки России осуществлена разработка и пилотное внедрение информационно-коммуникационной  платформы для систематического сбора и обработки данных с уровня школ. “Информика” осуществляет консультирование по вопросам разработки и внедрения соответствующих решений.


Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей