В нашей гимназии начиная с 2009 года реализовывалась общешкольная программа “Здоровый причал”. В рамках этой программы сделано очень многое: гимназия оснащена мини-поликлиникой, современным пищеблоком, малым гимнастическим залом и т.д. Стало доступным инклюзивное образование, в связи с чем были переоборудованы кабинеты 104 и 109, созданы специальные подсобные помещения и расширены двери для обучающихся в инвалидных колясках. Дети ежегодно проходят обследование на диагностическом оборудовании “Армис”.
Но так как здоровье человека зависит не только от физических, но и психических факторов, то в этом 2016-17 учебном году приоритетным направлением стала духовно-нравственная составляющая здоровьесберегающей политики нашей гимназии.
В учреждении разработана и претворяется в жизнь Программа духовно-нравственного развития (как составная часть Образовательной программы ОУ). Она включает в себя и воспитательную, и учебную деятельность. Развитие духовно-нравственной сферы происходит на каждом уроке, это неизбежно. Но если говорить о конкретных предметах и модулях, включенных в Учебный план, то начинается изучение предметной области “Основы духовно-нравственной культуры народов России” с курса ОРКСЭ в 4-х классах.
Идея ввести этот предмет в школьную программу принадлежит Патриарху Кириллу. “Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга”. Патриарх предложил Президенту РФ ввести в учебные планы общеобразовательных школ курс “Основы духовно-нравственной культуры народов России”.
Он введен во всех школах России в 4-х классах. В связи с этим родители по заявлению могут выбрать для изучения их ребенком один из шести модулей: обзорный курс “Основы мировых религиозных культур”, или же более конкретные курсы “Основы православной культуры”, “Основы мусульманской культуры”, “Основы буддийской культуры”, “Основы иудейской культуры”, или же не относящийся к религии, но построенный на основах нравственности курс “Основы светской этики”. Так как выбор предлагаемых учреждением курсов зависит и от социального спроса, и от возможностей учреждения, и от наличия специалистов, то в нашей гимназии предлагаются для изучения 3 курса, наиболее соответствующие традициям Донского казачьего края. В нашей гимназии есть так же уникальная возможность для учащихся расширить знания в области православной культуры, традиционной и для России, и для нашего региона на занятиях Воскресной школы “Светоч”, проводимых на базе гимназии по субботам и, в основном, нашими педагогами.
Уже в 5-х классах МБОУ “Гимназия им. А.П.Чехова” начинается ранняя профилизация обучающихся. Предпрофильная направленность класса определяется в соответствии с социальным запросом, оформляется в виде протокола родительских собраний, которые мы проводим на выходе из начальной школы в 4-х классах. Учитывается так же и мнение преподающего учителя. Если родители хотят придать классу, например, математическую направленность, то вариативные часы Учебного плана, естественно, пойдут на усиление математики, алгебры, наглядная геометрия начинается там с 5-го класса.
Если родители выбирают для дальнейшего развития классного коллектива гуманитарное, филологическое или универсальное направления, то формирование духовно-нравственных основ мировоззрения школьников будет происходить через предметы этнокультурной и региональной направленности – Доноведение. Мы разработали достаточно стройную и логичную систему ознакомления детей с региональным компонентом.
В 5-х классах они изучают курс “Культура Донского края”, в этом учебном году в 5д классе введен так же курс “Народные промыслы”, основанный на региональном компоненте. “Строевая подготовка” в рамках уроков физической культуры в 5-х классах так же соответствует военным традициям Донского казачьего края. В 6-х классах дети изучают “Литературу Донского края”, а так же в рамках модулей по соответствующим предметам природу и географию родной земли. В 7-8-х классах формируются знания по истории Дикого поля, Всевеликого войска Донского, и в 9-х классах в рамках модуля по истории России заканчивается изучение истории Ростовской области уже XX веком. В Учебный план 8-х классов введен так же курс “Этика и психология семейной жизни”, позволяющий подросткам с нравственной точки зрения осмыслить традиционные семейные ценности.
Если родители учащихся 4-х классов выбирают для дальнейшего развития классного коллектива филологическое направление, то распределение вариативного компонента учебного плана идет следующим образом: в 5-х классах “Устное народное творчество”, в 6-х “Литература Древней Руси”, в 7-х “Литература XVIII в.”, в 8-х “Литература XIX в.”. в 9-х “Литература XX в.” так же с акцентом на духовно-нравственные ценности, выработанные многовековым опытом российского народа.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что:
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися системы общечеловеческих и базовых культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации, направленный (в соответствии с требованиями ФГОС) на формирование личностных характеристик выпускника. Большинство этих характеристик и формируются в процессе духовно-нравственного становления личности ребенка:
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.