Цель службы: оказание содействия в решении проблем
- учащимся из социально не защищенных семей;
- учащимся с ограниченными возможностями здоровья;
- учащимся, в отношении которых установлена опека или попечительство;
- дезадаптированным детям и детям с девиантным поведением;
- учащимся, состоящим на внутришкольном учете, учете в КДНиЗП, ОДН.
В своей деятельности социально-психологическая служба руководствуется:
- конституцией РФ;
- конвенцией ООН о правах ребенка;
- нормативными документами РФ, РО;
- нормативно-методической и правовой базой учебно-воспитательного процесса;
- решениями отдела образования;
- положением о социально-психологической службе гимназии имени А.П.Чехова;
Состав социально-психологической службы:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- социальный педагог;
- педагог- психолог;
- классные руководители (участвуют по необходимости);
- учителя-предметники (участвуют по необходимости);
- инспектор ОДН (участвует по необходимости);
Направления работы:
Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
Социально-правовое. Защита прав ребенка.
Социально-психологическое. Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у учащихся.
Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.
Кто такой социальный педагог в гимназии?
Социальный педагог обеспечивает взаимодействие семьи с образовательным учреждением и другими организациями.
Социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся гимназии, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности детей.
Работа социального педагога в гимназии заключается во взаимодействии с:
- детьми “группы риска”;
- родителями;
- правоохранительными органами;
- социально-незащищенными семьями учащихся;
- педагогическим коллективом.
Чем занимается социальный педагог в гимназии?
- создает здоровый климат в школьном коллективе, особенно внутри классов;
- организует внеучебное время школьников, включает их в социально полезную деятельность, организует социально-педагогическую деятельности в социуме, различные виды сотрудничества взрослых и детей;
- осуществляет постоянную связь с семьями учащихся, особенно из «группы риска»;
- защищает права ребенка, в том числе от родительской жестокости;
- формирует гуманные отношения между учителями и детьми;
- оказывает профессиональную помощь детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
- представляет и защищает интересы детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
- организует профилактику употребления психоактивных веществ.
Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:
- быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, полиции);
- собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику;
- отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
- вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать учащихся на дому для выявления состояния жилищных условий, контролировать посещение обучающимися уроков, опрашивать соседей.
- Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.
Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:
- социализации подростков;
- профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
- пропаганде здорового образа жизни;
- организации свободного времени детей и подростков: занятия в кружках и спортивных секциях, привлечение к волонтерскому делу или участие в социальных проектах.
Чем занимается психолог в гимназии?
- Психологическая диагностика проводится по предварительному запросу и включает в себя: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
- Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
- Коррекционно-развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, которые направлены как на развитие памяти, внимания, мышления, так и на решение проблем в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
- Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.
- Методическая работа – повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией.
С какими вопросами нужно обращаться к психологу?
К психологу имеет смысл обращаться с конкретным запросом по поводу систематически повторяющихся трудностей ребенка. При этом желательно четко формулировать, в чем состоят затруднения, например:
- Страх при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных работах при хорошем выполнении таких же заданий дома;
- Ребенок систематически нарушает правила поведения, хотя хорошо знает их;
- У ребенка трудности в общении со сверстниками или учителем и т.п.
- Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями;
- Ребенок стал замкнутым, необщительным, не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах;
Что еще нужно знать родителям о деятельности психолога?
- Психолог не решает Ваши проблемы за Вас, не “выписывает рецепт”. Он объясняет ситуацию и совместно с Вами ищет возможные пути решения проблемы. Изменить ситуацию развития ребенка могут только родители, учителя и другие близкие ребенку взрослые.
- Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях психолог работает не только и не столько с самим ребенком, сколько с парой «родитель-ребенок».
- При работе с психологом Вы и Ваш ребенок занимаете не пассивную позицию «пациентов», а позицию активных, заинтересованных соучастников.
- Психолог соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от Вас или от ребенка.
- Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации учителю относительно того, как эффективнее работать с Вашим ребенком.
Информация о том, куда можно обратиться за психологической помощью:
Педагог-психолог МБОУ “Гимназия им. А.П.Чехова” Кудряшов Дмитрий Витальевич: 8-903-438-22-77
Социальный педагог МБОУ “Гимназия им. А.П.Чехова” Колесникова Ирина Анатольевна: 8-952-600-65-52
Специалист, ответственный за организацию и оказание в территории психологической помощи обучающимся группы суицидального риска Кудряшов Дмитрий Витальевич: 8-903-438-22-77
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи: 8-863-251-14-10
Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122. (Круглосуточно, анонимно)
Социально-психологическое тестирование
Памятка для детей и подростков “Хочешь быть успешным – действуй!”
Памятка “Профилактика ранней беременности”
Памятка “Признаки девиантного поведения”
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «Гимназия им. А.П.Чехова»